24 марта в Культурно - просветительском центре «Покровский остров» в рамках цикла Исторические беседы состоялась встреча на тему: "Воспитатель не чиновник", посвященная Константину Дмитриевичу Ушинскому, чей 200-летний юбилей отмечается в этом году.
В беседе приняли участие: Дмитрий Шмонин, директор Института теологии СПбГУ, председатель экспертного совета ВАК при Минобрнауки России по теологии, профессор, доктор философских наук;
Ольга Фёдорова, заведующая научно-экспозиционным отделом Государственного музея «Смольный»;
Наталья Чернышёва, директор частной школы.
Модератором выступила Юлия Балакшина, доцент СФИ и РГПУ им. А.И. Герцена, член экспертного совета ВАК по теологии, доктор филологических наук.
В ходе беседы Дмитрий Шмонин отметил, что ему Константин Дмитриевич Ушинский очень интересен как теоретик образования, который оказывается актуальным и во второй половине 19 века, и в советское время - его собрания сочинений начали издаваться сразу, как была организована академия педагогических наук тогда еще РСФСР. Как деятель народной педагогики он является фигурой абсолютной для нашего педагогического сообщества и являлся таковым для идеологического начальства советского. Сейчас его идеи, особенно идея народного образования, переживает очередное рождение и позволяет соединить "модель выпускника" (точнее было бы сказать "образ выпускника") и интегральный образ человека, который мы должны выпускать из учебного заведения.
Ольга Федорова, перечисляя нововведения К.Д. Ушинского, ставшего инспектором классов Смольного института, отметила, что если ранее учитель занимался только преподаванием, а классная дама - воспитанием, то К.Д. Ушинский изменил этот порядок и учителя стали заниматься и воспитанием. Другое нововведение - ранее во время урока девочкам нельзя было задавать вопросы не по теме урока, Ушинский же изменил это.
В беседе также обсуждались такие вопросы как:
Что нового привнёс Константин Ушинский в педагогику как науку и в педагогику как практику?
Какую роль он сыграл в реформе российского образования 1860-х годов?
Как сочетались в его жизни и идеях ориентация на европейскую научность и внимание к национальным началам, немыслимым без православия?
Почему имя Ушинского то замалчивали, то воспевали в советские времена?
Полную запись встречи можно посмотреть на Youtube-канале СФИ:
https://www.youtube.com/live/72CbCG7aRS0?feature=share
Организаторы беседы:
Свято-Филаретовский институт
Культурно-просветительский центр «Покровский остров»
Справочно:
Константин Дмитриевич Ушинский родился 19 февраля 1823 года в Туле. Он стал автором первой отечественной педагогической антропологии «Человек как предмет воспитания», учебных книг «Родное слово» и «Детский мир», рассказы и сказки из которых воспитали не одно поколение русских людей. Он был гениальным педагогом, благодаря которому явилась наконец возможность «неподдельно-искреннего, дружественного, любовного отношения между учащимися детьми и лицами, занимающимися их воспитанием» (Матвей Песковский). Он настаивал на том, что «у каждого народа своя особенная национальная система воспитания», и учил создавать настоящую русскую школу.
Фото: Елизавета Дмитриева